24 июня 1913 года,
во время проведения VI
очереного Съезда членов Императорского
Русского пожарно общества была продемонстрирована работа первого
пожарного автомобиля в Киеве. Об этом свидетельствуют только скупые
факты из журналов того времени и несколько фотографий, чудом
сохранившихся до наших дней ...
В те времена пожарные автомобили уже заняли свое положенное
место в гарнизонах Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в 1904
году в мастерских Санкт-Петербургского предпринимателя П.А.
Фрезе был собран первый пожарный автомобиль России. Сам
Фрезе был инициатором его сбора и первым конструктором. Это
была автолинейка, перевозившая 10 пожарных, катушку с
рукавами общей длиной 160 метров и 2 лестницы. Автомобиль
имел 1-цилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. с цепной
передачей на колеса и развивал скорость до 15 км/ч. В том же
году был собран еще один более мощный автомобиль на немецком
шасси. Двигатель этого автомобиля, мощностью 15 л.с.,
развивал скорость уже до 25 км/ч и перевозил 8 пожарных,
имел 216 м рукавов, багры, лестницы и другой небольшой
пожарный инструмент.
В 1908 году первый пожарный автомобиль появляется и в
Москве, благодаря тогдашнему Брандмайору города Н.Ф. Гартье,
который увидел перспективу развития пожарного
автомобилестроения. Авто собрали на заводе противопожарного
оборудования «Густав Лист», использовав шасси немецкого
производства «Гаггенау». Это был один из самых удачных
тогдашних автомобилей, и поэтому наш киевский, был почти
копией его, только более совершенным. Он имел 4-тактный
4-цилиндровый двигатель мощностью 24 л.с., разгонялся до 40
км/ч, его общий вес составлял 3,2 тонны. Автомобиль
перевозил 8 пожарных, три лестницы, дыхательный аппарат,
стендер, гидропульт, переходные краны, стволы. Позади
крепилась катушка на резиновом ходу с рукавами на 385
метров, еще одна с левой стороны автомобиля - 3 рукава. Для
ночного освещения места пожара послужило два сигнальных
фонаря и два прожектора.
Инициатором перехода пожарной охраны на автотягу в Киеве был
брандмайор Сергей Севастьянов. С 1904 по 1908 год он работал
волонтером в пожарной охране Санкт-Петербурга, как раз в то
время когда на улицах города появились первые пожарные
автомобили. С 1908 года Севастьянов назначен брандмайором
Киева. Главной задачей в своей деятельности он ставит
развитие пожарной техники города. Благодаря ему и стараниям
его последователя И.М. Прусского в мастерских города
собирается первый пожарный автомобиль. Основа его - немецкое
шасси «БЕНЦ-Гаггенау», которое оборудовали на местном
предприятии необходимыми приборами и насосом. Автомобиль
имел классическую в то время форму кузова - линейку с
посадкой личного состава вдоль автомобиля. Оснащение
инструментом не отличалась от московского. А в отличие от
других, наш еще имел сирену с ручным приводом для
предупреждения прохожих и водителей транспорта о движении
пожарной техники. Автомобиль был передан Старокиевской
пожарной части, где и прослужил там более 15 лет ...