История Прилукского завода "Пожспецмаш"

История в датах
 1928-1931

Производство мебели, рукомойников, фонарей, огнетушителей, спортинвентаря в мелких разрозненных столярных и жестяных мастерских.

 1931-1941

Построены новые производственные помещения, освоен выпуск суппутно- шлифовальных станков, объединены мелкие мастерские в крупное производство огнетушителей, лестниц-штурмовок, лестниц-трехколенок, электромоторов, электропил, автомобильных кузовов. Численность работающих - 1500 человек.

 1941-1946

Сразу после начала Великой Отечественной войны завод эвакуируется за Урал в Челябинскую область г. Шадринск и поселок Щучье. Организация производства военной продукции и огнетушителей.

 1946-1949

После возвращения в Украину налажен выпуск огнетушителей, изделий противопожарной автоматики. Выпущена первая партия пожарных автомобилей ПМГ-3, ПМЗ-9 и ПМЗ-10. Это были пожарные автомобили с закрытыми пассажирскими кабинами для бойцов, закрытым кузовом для пожарно-технического вооружения, задним расположением насоса производительностью 25 л/с и другими совершенствованиями.

 1949-1952

Производство пожарных автомобилей - более 600 в год. Освоен выпуск автомобильных топливозаправщиков. Создано при заводе специализированное конструкторское бюро пожарных машин. Сдана в эксплуатацию заводская ТЭЦ. Началось производство специального автомобиля аэродромной службы на шасси ЗИС-151

 1952-1956

Создана первая пожарная автоцистерна на автомобиле повышенной проходимости ЗИС-151. Начался серийный выпуск прицепного углекислотного огнетушителя УП-8. На замену автомобилям ПМЗ-9 и ПМЗ-10 производятся автоцистерны ПМЗ-16 и ПМЗ-17. Выпуск пожарного автонасоса ПМЗ-18. Производство автомобиля химпенного тушения для обслуживания нефтебаз и нефтехранилищ.

 1956-1959

Начало производства автомобилей с цельнометаллическими кузовами. Выпуск насоса ПН-30К с консольным рабочим колесом. Производство пожарных автомобилей - 750 в год.

 1960-1965

Изготовлена первая партия пожарных автоцистерн для северных районов. Выпущен образец передвижной насосной станции ПНС-100 на шасси ЗИЛ-157К, освоена базовая автоцистерна на шасси ЗИЛ-130 модели 63.

 1965-1970

Изготовлены и испытаны насосы ПН-40 и ПН-60. Подготовлены к серийному производству молоковозы и водовозы с увеличенной емкостью. Изготовлены первые пожарные автомобили на шасси высокой проходимости ЗИЛ-131. Произведена модернизация серийных моделей пожарных автомобилей за счет установки насосов ПН-40 и новых коробок отбора мощности.

 1970-1975

Освоен выпуск углекислотных огнетушителей ОУ-400. Изготовлен моторный подогреватель УМП-350 на шасси ЗИЛ-131. По заказу Министерства коммунального машиностроения в короткий срок освоено серийное производство стиральных комплексов большой мощности с ЧПУ модели КП-11, а также складов для расфасовки белья ПК-70. Изготовлен пожарного автомобиля для тушения лесных пожаров ВПЛ на плавающем шасси гусеничного тягача ГТ-СМ.

 1975-1980

Изготовлен аэродромный пожарный автомобиль АА-60 на шасси МАЗ-7310, а затем аэродромный автомобиль комбинированного тушения АА-70 (7310) 220. В 1979 году производство пожарных автомобилей - 3135 шт, а водовозов - 895 шт.

 1980-1985

Опытный образец цистерны-термоса АЦПТ-5. освоен первый автомобиль порошкового тушения АП-5 на шасси КАМАЗ-53213. изготовлены первые автомобили на дизельном шасси ЗИЛ-133ГЯ - автомобиль комбинированного тушения АКТ-3/2,5 (133ГЯ) 197, автоцистерны АЦ-40 (133ГЯ) 181А и АЦ-40/3 (133ГЯ) 181А-01. Освоено производство агрегата лесного тушения на шасси трактора Т-150 модели 177. Изготовлены модернизированные автоцистерны АЦ-40 (131) 137А и АЦ-40/3 (131) 137А-01 на шасси ЗИЛ-131.

 1985-1988

Проведена модернизация ВПЛ-3 (ГТ-СМ) 148А и АР-2 (131) 133А. Изготовлена партия машин порошкового тушения на шасси плавающего сочлененно-гусеничного тягача ДТ-10П для труднопроходимых районов тайги и крайнего севера. Изготовлена автоцистерна АЦ-40/3 (131С) 153А для северных районов. Изготовлен аэродромный автомобиль АА-40 (43105) 189 и АР-2 (43105) 215 на шасси КАМАЗ-43105. Изготовлен водовоз АЦПТ-6 на дизельном шасси ЗИЛ-4331. Освоен модернизированный насосно-рукавный автомобиль АНР-40 (130) 127Б, огнетушитель ОУ-400А, АЛП (Т-150) 177А. В 1989 производство пожарных автомобилей - 3829 шт, водовозов - 1508 шт.

 1988-1989

Подписание контракта с австрийским концерном "Розенбауэр" о совместном производстве современных пожарных автомобилей. Изготовление опытного образца автоцистерны АЦ-50/4 (53211) 240 на шасси КАМАЗ-53211, австрийское обозначение TLF-7600.

1990-95 

Освоен серийный выпуск АП-4 (43105) 222. Изготовлены установки порошкового тушения УППУ-250ЛС и УППУ-500ЛС. Освоено серийное производство автоцистерн АЦ-40 (130) 63Б и АЦ-40 (131) 137А с насосом НЦП-40/100 собственного производства. Освоены углекислотные огнетушители ОУ-25, ОУ-40 и ОУ-80. Изготовлены опытные образцы установок порошкового тушения УППУ-250РС и УППУ-500РС с распределительными сетями. Изготовлены фермерские автомобили на шасси ЗИЛ и КАМАЗ.

1996-97 

Изготовлен опытный образец автоцистерны АЦ-40/4 (433104) 250-01 на дизельном шасси ЗИЛ-433104 со сдвоенной кабиной и собственным комбинированным насосом ПНПК-40/100-4/400. Освоены пеногенераторы ГПС-600. Изготовлен прицепной порошковый огнетушитель УППУ-250П.

 
 

 Арендный завод «Пожмашина» живет грандиозным прошлым и перспективным будущим. Настоящее же время для 3000 сотрудников этого предприятия связано с огромными экономическими, техническими и финансовыми трудностями, возникшими сразу после распада СССР.

С этим заводом была неразрывно связана вся послевоенная история развития универсальных пожарных автомобилей. Всего 10 лет назад Прилукский завод пожарных машин был не только главным советским изготовителем пожарных автомобилей, но и крупнейшим предприятием такого профиля во всей Европе. В последнем предкризисном 1989 году он выпустил 3826 пожарных автомобилей, не считая полутора тысяч обычных автоцистерн и многочисленного противопожарного оборудования.

В 1998 году ему удалось продать всего 275 пожарных машин. Завод «Пожмашина», который традиционно называют Прилукским, на самом деле находится в поселке городского типа Ладан, в полутора десятках километров от города Прилуки Черниговской области Украины. Поначалу он размещался в помещениях бывшего женского монастыря, к которому потом пристроили производственные цеха. В 1946 году там началось изготовление нескольких моделей пожарных автомобилей. Главной заслугой Прилукского завода следует считать организацию серийного производства пожарных автоцистерн и автонасосов с цельнометаллическими кабинами, первых автомобилей со специальными средствами борьбы с огнем, мощной аэродромной пожарной техники и насосных станций, северных вариантов пожарных машин. Завод использует в качестве шасси не только всевозможные автомобили, но и трактора, гусеничные вездеходы, а также разрабатывает новые насосы и пожарно-техническое вооружение.

Основной продукцией ПО «Пожмашина» всегда были универсальные пожарные автоцистерны, пользовавшиеся огромным спросом во всех регионах СССР. Они отличались простотой и неприхотливостью, но в 1980-е годы стало ясно, что по техническому уровню они не могут конкурировать с иностранными аналогами. В 1988 году завод вступил в кооперацию с австрийским концерном "Rosenbauer". Последовавшие вскоре после этого события не позволили Прилукскому заводу продолжать сотрудничество, но полученный опыт удалось развить в наступившие затем трудные времена.

В первой половине 1990-х годов была модернизирована вся гамма пожарных автоцистерн и начато изготовление нового автомобиля порошкового тушения АП-4 (43105) 222. Внедрение в производство комбинированного водяного насоса НЦПК-40/100-4/400 повлекло за собой создание более совершенной гаммы основных пожарных машин.

Cовременную программу АЗ «Пожмашина» открывает легкий пожарный автомобиль первой помощи АПП-4(2705) 276. Его базой служит фургон ГАЗ-2705 «Газель», который собирают в Симферополе. Машина предназначена для оперативной доставки к месту пожара боевого расчета из четырех человек, 500 л воды и набора пожарно-спасательного оборудования. Многочисленную когда-то гамму пожарных автонасосов сейчас представляет только один насосно-рукавный автомобиль АНР-40 (130) 127Б с 9-местной кабиной, сменивший прежнюю модель «127А». Несмотря на модернизацию, с 1980-х годов он практически не изменился, но теперь его базой является ЗИЛ-431412 с бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. – аналог ЗИЛ-130, который собирают на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) под Екатеринбургом. Машина оснащена простым 1-ступенчатым насосом ПН-40УВ или НЦП-40/100 собственного производства с подачей 40 л/с (2400 л/мин); она вывозит 490 л пенообразователя и комплект напорных рукавов длиной 820 м.

В самую обширную в программе АЗ «Пожмашина» серию автоцистерн включены как модернизированные машины прежних выпусков, так и принципиально новые модели с цельнометаллическими кузовами. С начала 1990-х годов выпускается классическая пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б со стальным резервуаром на 2360 л воды и 1-ступенчатым насосом НЦП-40/100 с подачей 40 л/с, заменившая прежнюю модель «63А». Несмотря на индекс «130», ее базой теперь является ЗИЛ-431412 производства УАМЗ с двойной 7-местной кабиной и передней облицовкой от ЗИЛ-131. На аналогичном шасси ЗИЛ-433362 со 150-сильным бензиновым мотором предлагается автоцистерна АЦ-40 (433362) 63Б.01, отличающаяся от предшественницы только короткой 3-местной кабиной, позволившей увеличить запас воды до 2720 л. Остаются в программе и две старые автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 с кабинами на шесть-семь мест – универсальная АЦ-40 (131) 137А и северная АЦ-40 (131С) 153А, модернизированные в 1990-е годы.

Основу нового поколения пожарных автоцистерн заложила первая совместная разработка с фирмой Rosenbauer. В настоящее время базовая машина АЦ-50/4 (53211) 240 предлагается на шасси КамАЗ с двойной кабиной на семь человек, передняя часть которой выполнена опрокидывающейся, а задний салон для боевого расчета установлен на раме жестко, но через резиновые амортизаторы. Вывозимый запас воды и пенообразователя составляет 5800 и 580 л соответственно; комбинированный насос NH-30 "Rosenbauer" обеспечивает подачу 40 л/с при давлении или 2,5 л/с при давлении 40 атм. На крыше надстройки устанавливается лафетный ствол RM-24M, способный подавать воду на расстояние до 70 м, а пену - на 65 м. Упрощенный вариант этой машины АЦ-40 (53211) 240-01 оснащен классическим насосом ПН-40УВ или НЦПК-40/100-4/400 и распашными дверями отсеков вместо алюминиевых шторок. Другой вариант АЦ-20 (53211) 240-02 без лафетного ствола рассчитан на тушение пожаров в высоких сооружениях. Он оборудован насосом высокого давления НЦПВ-20/200, подающим 20 л воды в секунду при давлении 20 атм или 10 л/с - при давлении 30 атм, что позволяет подавать огнетушащие вещества на высоту около 100 м. Этот вариант стал основой для так называемого автомобиля высокого давления АВД-20 (43105) 227.01 на шасси КамАЗ-43105 (6х6) с обычной кабиной. Он оснащен цистернами на 4400 л воды и 250 л пенообразователя и представляет собой мощный автомобиль первой атаки.

Внедрение в производство нового 2-ступенчатого насоса НЦПК-40/100-4/400 с подачей 40 л/с при давлении 10 атм или 4 л/с - при давлении 40 атм, а также опыт сотрудничества с концерном "Rosenbauer" позволили начать внедрение в производство принципиально новой более совершенной гаммы пожарных автоцистерн модульной конструкции. На шасси ЗИЛ-433104 (4х2) с дизельным двигателем мощностью 185 л.с. и двойной 7-местной кабиной изготовляется универсальная модель АЦ-40/4 (433104) 250-01 с насосом заднего расположения и надстройкой в стиле "Rosenbauer" с распашными дверями отсеков. В ее центральной части размещаются емкости на 3150 л воды и 200 л пенообразователя, на крыше установлен лафетный ствол ПЛС-П20Б. Автомобиль комплектуется шестью ручными стволами, напорными рукавами длиной 420 м и приспособлен для работы при температуре в пределах от -40° до +50°С. Одной из последних новинок стала автоцистерна АЦ-40/4 (43261) 249 с надстройкой от предыдущей машины, установленной на 240-сильном шасси КамАЗ-43261 (4х4) с 7-местной кабиной. Более крупные варианты АЦ-40/4 (53229) 246 и АЦ-40/4 (43118) 248 смонтированы на шасси КамАЗ. Они способны доставлять на место пожара 6740–7700 л воды, 580 л пенообразующего раствора, семь брандспойтов и 420 м рукавов. Лафетный ствол с дистанционным управлением на модели «248» может подавать воду на расстояние 70 м или пену - на 40 м.

Гордостью Прилукского завода в 1980-е годы стали одни из первых советских автомобилей порошкового тушения, предназначенные для тушения пожаров на различных объектах во взрывоопасной среде. До настоящего времени «Пожмашина» предлагает тяжелый автомобиль АП-5 (53213) 196 на шасси КамАЗ (6х4), оснащенный емкостью на 6000 кг огнегасящего порошка. Между кабиной водителя и цистерной располагается отсек с 10 баллонами со сжатым воздухом, при помощи которого порошок под давлением подается на лафетный ствол с ручным управлением и выбрасывается на расстояние 30-35 м. В начале 1990-х годов на заводе была разработана новая модель АП-4 (43105) 222 на шасси КамАЗ (6х6) с запасом огнегасящего средства 4000 кг. Производительность лафетного ствола с гидроприводом увеличена с 40/60 до 80 кг/с, а дальность подачи порошка достигает 45 м. Гамму основных пожарных автомобилей завершает передвижная насосная станция ПНС-110 (131) 131А, оборудованная насосной установкой подачей 110 л/с (6600 л/мин), приводимой от собственного дизельного двигателя мощностью 300 л.с.

Серию специальных пожарных машин возглавляет штабной автомобиль АШ-6 (32213) 275, смонтированный в микроавтобусе ГАЗ-32213 «Газель». Завод предлагает также рукавный автомобиль АР-2 (43105) 215 для перевозки и механизированной прокладки магистральных рукавных линий длиной 1900–2800 м. Кроме КамАЗ-43105 (6х6), такое оборудование устанавливают на шасси ЗИЛ-131 или КрАЗ-260Г.

В 1970-е годы Прилукский завод одним из первых в СССР начал выпускать пожарные автомобили аэродромной службы, в том числе самые мощные и крупные в стране – на полноприводных 4-осных шасси МАЗ. В настоящее время их выпуск продолжается. В основе аэродромной гаммы по-прежнему находится автомобиль среднего класса АА-40 (43105) 189. На базе КамАЗ-43105 (6х6) с серийной кабиной устанавливаются 4000-литровая водяная цистерна, резервуар на 250 л пенообразователя, насос ПН-60Б с подачей 60 л/с и лафетный ствол, выбрасывающий пену на 45 м. Наиболее крупным в странах СНГ остается аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (7310) 160-01 на армейском шасси МАЗ-7310 (8х8) мощностью 525 л.с. Он может одновременно доставлять к очагу пожара 12 000 л воды, 900 л пенообразователя. Для привода насоса с подачей 60 л/с (3600 л/мин) служит собственный двигатель мощностью 180 л.с. Воздушно-механическая пена подается через стационарный лафетный ствол с гидроприводом, ручные стволы или подбамперные пеногенераторы. Автомобиль укомплектован огнегасящими хладоном и порошком, оснащен электрогенератором, спасательным оборудованием и инструментом. Его развитием является аэродромный автомобиль комбинированного тушения АА-70 (7313) 220, вывозящий 9450 л воды, 900 л пенообразователя и 2000 кг порошка. Длина таких автомобилей – 14 300–14 370 мм, ширина – 3180 мм, высота в транспортном положении – 3300–3750 мм, с поднятой мачтой – 6000 мм. При полной массе 42,3–43,0 т они развивают максимальную скорость 60 км/ч, а так как более совершенная иностранная техника на наших аэродромах отсутствует, этот показатель считается вполне приемлемым.

Особенностью программы Прилукского завода является изготовление противопожарной техники на спецшасси. Например, для тушения лесных пожаров предлагается агрегат АЛП-15 (Т-150К) 177А. Он состоит из колесного трактора Т-150К с собственной 1200-литровой водяной цистерной, насосом с подачей 15 л/с и бульдозерным отвалом, буксирующего 2-осный прицеп-цистерну на 8000 л воды. Другая машина ВПЛ (ГТ-СМ) 149А для борьбы с лесными пожарами в труднодоступных районах смонтирована на гусеничном транспортере ГАЗ-71 с прицепом.

В последнее время начат выпуск аварийно-спасательного автомобиля АТС-20 (43261) 282 на шасси КАМАЗ (4х4) мощностью 240 л.с. Автомобиль оборудован электрогенератором, мощностью 20 кВт, осветительной мачтой, гидравлическим краном-манипулятором, переносным компрессором и электродымососом и различным аварийно-спасательным оборудованием.

 

По материалам каталога "Грузовики мира 2000"

 
  
Вернуться на предыдущую страницу
  
Данные материалы могут быть использованы только при ссылке на этот сайт.
Вячеслав Максимов © 2005 All rights reserved.
E-mail: firedesign@bigmir.net

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz